Телефон: +7 (952) 270-48-03 E-mail: sablinonet@yandex.ru

ВАМ РАДЫ САБЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ И ВОДОПАДЫ

Уважаемые посетители! В связи с ограниченностью безопасного подземного пространства посещение Левобережной пещеры ведётся только по предварительной записи. Просим отнестись с пониманием и заранее планировать поездку.
Отдел бронирования в телеграм
t.me/sablino_otdel_bronirovaniya

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Белый спелеолог — хранитель Саблинских пещер

Его шаги то грохочут рядом, то замирают вдалеке, но он неизменно преследует всякого, кто самостоятельно наведывается в любую из десяти саблинских пещер под Петербургом. "Белый спелеолог" — это отнюдь не бесплотная тень, преследующая нарушителей спокойствия обитающего здесь духа погибшего в обвале исследователя. "Белый спелеолог" наводит порядок и сурово наказывает вошедших в подземные лабиринты шалунов и хулиганов.

Полтора года назад 16-летний парнишка решил поплутать по десятикилометровым лабиринтам пещеры "Штаны", где, кстати, находится могила "Белого спелеолога". Невидимый хозяин пещеры заманил юношу в самый дальний коридор и напустил на него смертный холод. Только спустя неделю большая группа спасателей нашла полумертвого сорванца и извлекла его на свет Божий. Еле-еле откачали. После этого происшествия над могилой "Белого спелеолога" появилась страшная надпись: "Отмщение ждет всех!"

— Всех ли в самом деле посетителей Саблинских пещер ждет возмездие "Белого спелеолога"? — спрашиваю у известного знатока пещер России и СНГ геолога Юрия Сергеевича Ляхницкого. — И кто вообще этот "Белый спелеолог"?

— Много лет назад, — рассказывает Юрий Сергеевич, — некий господин решил в одиночку исследовать пещеры. Дело было зимой, когда входы в подземные полости покрыты сплошной наледью. Горе-спелеолог поскользнулся и поехал вниз на огромной скорости. Ударившись головой о стенку катакомбы, он сломал себе шейный позвонок и мгновенно погиб. Неведомо, кто похоронил его в подземной галерее пещеры "Штаны" и поставил на могильном холмике крест. С той поры дух "Белого спелеолога" витает по всем пещерам. Не проходит и недели, чтобы кто-то из подростков не терялся в их бесконечных лабиринтах. Однако, несмотря на неминуемую опасность, пещеры постоянно посещаются далеко не лучшими представителями человечества. Саблинские пещеры стали местом сборищ наркоманов и токсикоманов, в старинных катакомбах справляют дикие обряды сатанисты и дьяволисты, хулиганы нападают на спелеологов и школьников-экскурсантов. Но этому скоро будет положен конец!

— Их накажет "Белый спелеолог"? — переспрашиваю Ляхницкого.

— На него одного уповать не следует, — отвечает Юрий Сергеевич. — Хотя от "Белого спелеолога" исходит вполне конкретная и нешуточная угроза. Мы вовсе не хотим несчастий и смертей в подземельях от рук их всесильного хозяина. Поэтому-то и работает здесь уже несколько лет наша бригада.

Что же представляет из себя бригада Юрия Ляхницкого? Это спелеологи из Горного института, Санкт-Петербургского университета, Всероссийского геологического института.

В районе Саблино, вдоль реки Тосны, уже больше 150 лет известны минимум 10 пещер. Все они искусственного происхождения и образовались вследствие добычи на берегах Тосны прекрасного кварцевого песка для стекольных заводов. В 1924 году отсюда ушел последний рабочий, и после этого над пещерами стала трудиться сама матушка-природа. Стены их образуются белым и красным песчаником, а своды порой состоят из зеленого глауконитового известняка, что делает их необыкновенно живописными. Левобережная пещера богата подземными озерами глубиной до трех метров и площадью во многие сотни квадратных метров.

Живая достопримечательность Саблинских пещер — колонии зимующих здесь летучих мышей аж шести видов. Их, оцепеневших и беспомощных в зимней спячке, безалаберные подростки хватают руками, бросают оземь, убивают. Этого не следует делать ни в коем случае, ибо летучие мыши, живущие в Ленинградской области, являются разносчиками возбудителей смертельного заболевания — бешенства!

Саблинские пещеры, возникшие искусственно, волею Творца стали естественными уникальными образованиями. Именно благодаря Саблинским пещерам родилась Петербургская школа спелеологии. Здесь проходят практику школьники, студенты-геологи и географы. Помимо пещер, на реках Саблинка и Тосна имеются единственные в области водопады, глубокие каньоны, живописнейшие долины, дендропарк. Места эти издавна обитаемы славянами, а великий князь Александр Ярославич стоял здесь лагерем накануне Невской битвы. Всего на территории в 200 гектаров — более 30 природных и исторических памятников. Их необходимо сберечь и для себя, и для потомков.

Четыре года назад бригада спелеологов начала работы по созданию Саблинского геоэкологического заказника. Ученые провели соответствующие изыскания, исследовали пещеры, выявили скрытые полости, установили гидрологический режим. Потом был разработан проект заказника, а это — и музей, и укрепление сводов пещер, и планирование туристических экскурсий.

Пещеры — это особый, ни с чем не сравнимый мир. Нередко даже кратковременное посещение этого мира подростками вызывает в них желание лучше знать природу, в результате они начинают серьезнее относиться к учению, много читают и нередко становятся геологами, географами, историками, археологами, краеведами. Поэтому Саблинские пещеры надо максимально приспособить для безопасных познавательных экскурсий. А сегодня становится не по себе от того, что некоторые организации, не проконсультировавшись с природоохранными организациями, проводят работы над полостями пещер. Например, провели коллектор к Никольским очистным сооружениям, по которому потекли нечистоты. Коллектор, как это часто бывает, потек, и канализационные сбросы проникли в пещеру. Дыры кое-как залатали, но в следующую аварию может произойти даже обвал! Значит, необходимо укрепить трассу над полостями пещер, где проходит коллектор, хотя в идеале его следует отвести в сторону. Но на это нужны немалые деньги. Необходимо найти их, ибо пещеры, коли они обрушатся, не восстановить никакими силами.

— Что же тут бездействует "Белый спелеолог"? — спрашиваю у Ляхницкого.

— Он отнюдь не бездействует, — возражает мой собеседник. — Во многих уголках пещер он повысил на два порядка выше допустимой нормы концентрацию родона, а это значит, что час пребывания в такой зоне чреват почти смертельным заболеванием. Но "Белый спелеолог" контролирует пещеры только внутри. Снаружи тоже должен быть хозяин, чтобы не случилось беды.

В.КОРОБКИН Фото Ю. ЛЯХНИЦКОГО Газета «НЛО» №3 (37) Март 1997 года.