Телефон: +7 (952) 270-48-03 E-mail: sablinonet@yandex.ru

ВАМ РАДЫ САБЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ И ВОДОПАДЫ

Уважаемые посетители! В связи с ограниченностью безопасного подземного пространства посещение Левобережной пещеры ведётся только по предварительной записи. Просим отнестись с пониманием и заранее планировать поездку.
Отдел бронирования в телеграм
t.me/sablino_otdel_bronirovaniya

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Сквозь века через пещеру. В Саблинском подземелье показывают живопись палеолита.

динственное место в России и Восточной Европе, где теперь можно увидеть рисунки древнего человека — песчаные пещеры под Саблино. Знаменитый на весь мир подземный заповедник Шульганташ в Башкирии, где была обнаружена живопись палеолита, закрылся для зрителей из-за залива водой. Спелеологи и художники выполнили их копии на стенах Саблинских подземелий к 50-летию обнаружения ярких раритетов.

Первые палеолитические рисунки Европы были открыты в феврале 1959 года в Каповой пещере заповедника Шульганташ. Изображения носорогов, лошадей и мамонтов, выполненные пещерными людьми, есть во всех учебниках по истории искусства. На каменные стены их нанесли более 17 тысяч лет назад, еще во времена Великого оледенения.

— До недавнего времени древние рисунки можно было увидеть собственными глазами, — говорит известный ученый-спелеолог Юрий Ляхницкий. — Для того чтобы спуститься в Каповую пещеру, в очередь выстраивались и россияне, и иностранцы. Активная хозяйственная деятельность на территории, прилегающей к заповеднику, однако, привела к самым неблагоприятным последствиям. Пещеру стало заливать водой. Сейчас людям попросту опасно находиться внутри. Вот местные власти и закрыли ее для посещения.

Мысль о том, чтобы перенести рисунки заповедника Шульганташ на стены Саблинских пещер, у спелеологов возникла совершенно случайно. По словам Юрия Сергеевича лучшей возможности для демонстрации живописи времен палеолита просто не найти.

— Оказавшись в пещере с древними рисунками, словно попадаешь в другой мир, — говорит Юрий Ляхницкий. — Примитивный человек эпохи палеолита был не так уж и примитивен. Жить в пещеры шли самые продвинутые люди того времени. Восприятие рисунков меняется в зависимости от освещения. Сейчас подобных эффектов добиваются в лабораториях. Меж тем такие технологии активно использовались теми, кто жил 17 тысяч лет назад.

Для того чтобы перенести живопись заповедника Шульганташ в Саблинские песчаные пещеры, спелеологам и художникам потребовалось несколько лет. По словам исследователей, после этого подземные ходы по-настоящему преобразились.

— Мы сделали все, чтобы Саблинский памятник природы не пострадал при нанесении картин, — рассказывает секретарь комиссии спелеологии Русского географического общества Антон Юшко. — Песчаные стены, кстати, пришлось расчищать от "живописи" прошлого века. Вы бы видели, что тут было нарисовано! Рассказывать, если честно, стыдно. Давно замечено, что под землей человеком, оказавшимся наедине с самим собой, овладевает желание выплеснуть свои мысли и эмоции на стены. Если древние люди рисовали лошадок и мамонтов, то современные подростки украшали стены пещер площадной бранью и полупорнографическими картинками.

По словам Антона Юшко, подземные художники третьего тысячелетия творили теми же средствами, что и люди палеолита. Сделать краситель, подобный тому, которым выполнялись рисунки Шульганташа, не составило никакого труда.

— Краску палеолита можно создать даже в домашних условиях, — делится секретами Антон. — Всего-то и нужно набрать богатого железом песка — на склоне у реки его прожилки выделяются ярко-красным цветом. Песок пережигается на костре и замешивается с биологической основой — яйцами или животным жиром. Полдня работы, и краска готова!

Работы по воссозданию палеолитической живописи в Саблино завершились как раз к 50-летию открытия знаменитых рисунков. Увидеть их в эти дни может любой желающий. По словам Юрия Ляхницкого, найти что-то интересное под землей смогут люди самых разных возрастов и интересов.

— Смысл некоторых рисунков неясен до сих пор, — говорит Юрий Сергеевич. — Посмотрите, к примеру, на решетчатую трапецию, похожую на чашку, тарелку или НЛО! Или на человекообразное существо с небольшим хвостом и конечностями-клешнями. Быть может, люди палеолита встречали инопланетян? Ими могло двигать желание отразить огромный и опасный мир вокруг себя. Простые и в то же время невероятно сложные пещерные картины покорят любого зрителя.

Газета «Известия – Петербург» www.izvestia.ru/spb/article3125167/